Параметры выявления признаков осуществления насилия над детьми.
Каждый новый день помогает становится нашему обществу все более совершенным, технологичным и информационным. Скорость получения, передачи, обработки информации  систематически увеличивается. Механизмы коммуникации  и социализации человека не могут обходиться без технических новинок, которые предлагают нам последние инновационные разработки. Жизнь становится все более интересной, комфортной и очень мобильной. Но порой в погоне за личными достижениями  и реализацией наших потребностей у нас не хватает сил и времени, чтобы обернуться и увидеть, что происходит вокруг нас, что происходит с той культурой носителями которой мы являемся. Средства массовой информации в любое время суток ежечасно  информируют нас о различных видах насилия, которое проявляется между людьми в различных сферах жизнедеятельности. Насилие! Это слово может вызывать разный спектр эмоций: от обыкновенного равнодушия до негодования и подражания.  Что это? Как понять, что те действия, которые над тобой осуществляли, осуществляют или будут осуществлять - это насилие? Как с ним бороться?  И какие психологические проблемы могут сопровождать жизнь человека, пережившего насильственные действия по отношению к себе или своим близким. Порой такие элементарные вопросы могут вызвать сложности с ответом них. Акты насилия могут совершаться не только над взрослыми людьми, но и над детьми, которое в свою очередь можно подразделить на собственно насилие над детьми, и «жестокое обращение с детьми». Итак, давайте для начала, попробуем дать определение понятия насилия. В 1999 году Всемирная организация здравоохранения предложила следующее определение насилия по отношению к детям: насилие – это все формы физического и/или эмоционального жестокого обращения, сексуальное насилие или пренебрежительное отношение, коммерческая или иная эксплуатацию, которая  ведет к реальному или потенциальному урону здоровья ребенка, его жизни, развитию или достоинству в комплексе отношений ответственности, это действия, события, явления, которые  СОЗНАТЕЛЬНО направлены в частности против благополучия человека, и в целом против его жизни вообще.
Существует несколько видов, разделим их по различным основаниям:

  • объект насилия
  • возраст ( насилие над детьми, престарелыми);
  • пол ( насилие над женщинами);
  • состояние здоровья ( над инвалидами и недееспособными);
  • этническая принадлежность;
  • социальный статус и т.д.
  • характер насильственных действий:

- физическое насилие (нанесение физических повреждений ребенку или риск таких повреждений);
- сексуальное насилие (сексуальное поведение взрослого, вовлекающее  в сексуальные действия ребенка или сексуальная эксплуатация ребенка);
- психологическое насилие (постоянно повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирования)
-пренебрежение основными нуждами ребенка (неисполнение педагогами и родителями обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных потребностей ребенка, наносящее значительный вред нормальному развитию ребенку или серьезный риск этого).
Естественным источником насилия также  является социальная среда или сфера, в которой совершается насилие. Она может быть также различной: семейной насилие и институциональное насилие. Жестокость, которая осуществляется над детьми или между детьми в образовании не является неожиданностью. Поэтому в 1996 г. в Уголовный кодекс РФ была включена новая ст. 156, которая впервые предусматривала ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, сопряженное с жестоким обращением. Однако отсутствие в этой статье четкого и однозначного определения, что есть жестокое обращение с несовершеннолетним с точки зрения уголовного права затрудняет применение данной нормы на практике.                                                                                           Почему нет четкой и однозначной ответственности за применение насилия во всех областях жизнедеятельности? Ответ на этот вопрос дает психолог Абдульхманова К.А., которая заявляет, что отличительной особенностью российского менталитета является терпимое отношение к насилию и жестокому обращению. Она рассматривает исторические и современные особенности российского менталитета, и  отмечает, что именно христианское принятие страдания, терпение является ключевым для характера русского народа. Жертвенность признается одной из ведущих социальных установок в обществе. Более того, проявление насилия часто понимается как знак внимания («Бьет, значит, любит» – хорошо известная российская поговорка). В силу этого существует известно сопротивление признанию проблемы насилия над детьми на уровне как широких социальных установок, так и на уровне установок среди специалистов: общество в целом и многие педагоги, психологи в России не считают насилие и жестокое обращение с ребенком проблемами, требующими безотлагательного решения, и, следовательно, не стремятся прилагать большие усилия для их преодоления. Отрицание того, что жестокое обращение с детьми случается слишком часто в нашем обществе, или отрицание того, что эта проблема является серьезной, приводит к тяжелым последствиям. Это означает и не признание проблемы психологической безопасности образовательной среды как условия обеспечивающие позитивное развитие и эффективное обучение и воспитание. Это, в свою очередь, означает, что жестокое обращение может продолжаться еще целые поколения с его многочисленными жертвами и правонарушителями без разоблачения и вмешательства. Особенно остро эта проблема стоит в отношении образовательной среды, ведь ценности, приобретенные в детстве, имеют тенденцию быть транслированными во взрослую социальную жизнь.
Среди источников насилия одним из наиболее влиятельных являются средства массовой информации. Особенно разрушительным эффектом обладают передачи реалистичного содержания, такие как прямые трансляции поединков агрессивных видов спорта (например, профессионального бокса, боев без правил) и различные криминальные хроники. Основным механизмом как насильственного поведения в этом случае, так и поведения жертвы, выступает механизм подражания: чем младше ребенок, тем легче он усваивает модель жертвенного и/или насильственного поведения. Кроме того, просмотр телевизионных передач, содержащих сцены насилия не только ведет к росту агрессивности человека, но и вызывает своеобразное онемение чувств у людей, сталкивающихся с насилием так, что возникает известный в эффект «усталости от сочувствия», «сенсорной перегрузки». Существуют маркеры насилия над детьми, которые помогут определить степень возможности осуществления насилия в Вашей жизни:

Физическое насилие.
Физические симптомы:

  • царапины и рубцы (царапины на лице, на спине; царапины необычной формы, свидетельствующие о применении инструментов; укусы; след от веревки);
  • ожоги (ожоги от погружения в горячую жидкость, сигаретные ожоги, сухой ожог, как если бы ребенка заставили сесть на горячую поверхность или что-то горячее приложили к коже);
  • ссадины (ссадины на губе, глазу или другой части лица; ссадины на внешних половых органах; ссадины, нанесенные каким-либо инструментом или рукой, ссадины на различных стадиях лечения);
  • травмы скелета (переломы ребер, челюсти; черепные травмы; перелом или травма позвоночника; повторная травма одного и того же места; травмы, причиненные вследствие сильного выкручивания или вытягивания; смещение суставов и др.);
  • травмы головы (отсутствие волос и синяки, кровоподтеки на коже головы; гематомы на черепе, полученные в результате сильного удара; кровоизлияния на сетчатке глаза или отслоение сетчатки; переломы челюсти и носа; расшатанные или выбитые зубы);
  • ушибы тела, ягодиц или головы (синяки на ягодицах или ниже спины; синяки в области гениталий).

Поведенческие и психологические маркеры:

  • исключительная замкнутость или агрессивность ребенка;
  • малоподвижность, пассивность, слабая эмоциональная реакция;
  • негативная ориентация на группу детей (настороженность и агрессия на любые изменения в группе);
  • стеснительность, избегание контактов со сверстниками;
  • предпочтение игр только с маленькими детьми, а не с ровесниками;
  • саморазрушающее поведение (например, членовредительство);
  • ношение одежды, неподходящей для погодных условий, но скрывающую тело;
  • тревожность в отношениях с другими людьми;
  • страх взрослых, страх физического контакта;
  • боязнь идти домой;
  • побеги из дома;
  • повышенная тревога, когда плачут другие дети;
  • тики, сосание пальцев, раскачивание и др.

Сексуальное насилие
Физические симптомы:

  • наличие ушибов, покраснения, разрывов или потертостей и ссадин в генитальной или анальной областях;
  • наличие гематом и укусов на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
  • наличие передающейся половым путем болезни, например, трихомониаза, гонореи или сифилиса; 
  • необъяснимое вагинальное или ректальное кровотечение;
  • уретральное воспаление, воспаление паховых лимфати­ческих желез или подобные типы воспаления или заразные болезни в пределах генитальной области;
  • наличие боли при уринации, опухоли или выделений, относящихся к половому члену, у мальчиков;
  • беременность, особенно у младших подростков.

Психологическое насилие
Личностные и поведенческие особенности ребенка, подвергшегося психологическому насилию:

  • задержка речевого развития и восприятия;
  • задержка в эмоционально – волевом развитии: инфантильность, нерешительность, безынициативность, боязливость и т.д.;
  • нарушение сна (сокращение, увеличение, прерывистость, однотипные кошмарные сновидения и др.);
  • соматические и психосоматические расстройства (язва желудка, аллергии, избыточный вес, энурез, нервные тики и т.п.);
  • агрессия в отношении со сверстниками;
  • агрессия в отношении взрослых (учителей, воспитателей и т.д.);
  • неуважение и недоверие к взрослым,
  • демонстрация псевдозрелости и псевдонезависимости как защиты;
  • утрата доверия к миру, неверие в искренность оказываемой ему поддержки;
  • неумение внутренне почувствовать успех, считает себя незаслуживающим его;
  • низкая самооценка: ребенок чувствует себя нелюбимым, ненужным и др.;
  • подавленность;
  • тревожность;
  • уступчивость, угодливость;
  • коммуникативная некомпетенстность;
  • склонность к уединению;
  • аффективно-тревожное восприятие одиночества;
  • личностные психопатии различной этиологии (наркотические зависимости, булимия, анорексия, нарциссические, мазохистские и прочие личностные расстройства);
  • суицидальные попытки.

Пренебрежение основными нуждами детей
Недостаток заботы:

  • очень маленькие дети, оставленные без присмотра;
  • дети оставлены под присмотром других детей, которые слишком малы, чтобы заботиться о младших;
  • дети, о которых мало заботятся в течение длительного времени, не обращают внимание на то, что они занимаются опасной деятельностью.

Отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены:

  • дети одеты не по погоде, постоянно болеют простудными заболеваниями;
  •  дети с обморожениями или с солнечными ожогами, что связано с отсутствием подходящей одежды, ухода и внимания;
  • сильная сыпь или другие кожные заболевания, появившиеся в результате плохой гигиены;
  • дети постоянно грязные, гигиенически запущенные.

Нехватка медицинской помощи
Недостаток соответствующего образования: дети, которые постоянно пропускают занятия в школе или вообще не посещают школу.
Недостаток необходимого питания:

  • дети, которых мало кормят или кормят некачественной пищей;
  • дети, которые постоянно жалуются на голод, ищут еду в мусорных баках, выпрашивают и т.д.;
  • дети с сильным отставанием в физическом развитии.

Нехватка необходимого крова:

  • структурно небезопасное жилье, открытая электрическая проводка и т.д.;
  • слишком сильное или слишком плохое отопление;
  • антисанитарные жилищные условия.

В 2006 году при поддержке международного общества по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми (ISPCAN) группой профессионалов из нескольких университетов мира под руководством профессора Д. Раньяна (D. Runyan) был разработан опросник- интервью ICAST-P (ICAST-parents), с помощью которого можно изучать распространенность насилия над детьми через интервью с родителями. Этот опросник позволяет выявить те виды насилия, к которым родители прибегают в отношении своих детей и частоту их применения.  Если при прочтении Вы отметили некоторые пункты, которые характеризуют состояние Вашего ребенка, то следует немедленно обратиться в соответствующие органы правоохранения или опеки.