Консультационная деятельность в ДОУ

Еще одна область практического применения психодиагностики - психологическое консультирование, целью которого является оказание помощи в решении тех или иных психологических проблем. Здесь речь идет о помощи людям, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений). Психологический диагноз в консультативной практике ставится на основе как данных наблюдения и беседы, так и показателей специальных методик; его правильность зависит от того, насколько успешным было взаимодействие
психолога с клиентом, и обеспечивается рассмотрением диагностических результатов в контексте целостного процесса развития индивида.

Психологическое консультирование – это целостная система. Его возможно представить как разворачивающийся во времени процесс, совместно-разделенную деятельность психолога – консультанта и клиента (родителя,воспитателя), в которой выделяются три основных компонента:
1) определить "место, на котором в момент обращения находится семья" (В чем состоит проблема? Поиск причины?).
2) выявить "место, куда хочет прийти путник", т.е. состояние, которого хочет достичь семья или отдельный обратившийся клиент (сформировать образ желаемого будущего, определить его реальность) и выбор направления изменений ("Что делать?", "В каком направлении двигаться?");
3) помочь клиенту (семье, педагогу) туда перебраться ("Как это сделать?").

Критериями эффективности консультативной работы психолога детского сада следует считать:

  • увеличение обращений воспитателей, родителей, других участников образовательного процесса;
  • изменение структуры запросов у одного родителя;
  • увеличение количества запросов, направленных на саморефлексию и саморазвитие и др.

Индивидуальные консультации проводятся, как по запросам родителей, с предварительной записью по интересующему родителей вопросу, а также по приглашению педагога-психолога, основанному на результатах диагностической работы, проведенной с ребенком, и наблюдениях воспитателей.