Психологическая помощь детям

Развитие эмоционально - волевой сферы детей дошкольного возраста в интерактивной среде темной сенсорной комнаты.

Внутренняя природа человека стремится к самореализации, самосовершенствованию и достижению гармонии в развитии.

Сенсорная комната имеет интегральное развивающее влияние на процесс саморегуляции ребенка. Атмосфера безопасности развивает мотивацию из-за естественного чувства любопытства, присущего любому сознательному человеку, стимулируя его к различным занятиям и общению.

Общие принципы работы в темной сенсорно комнате:

  • Основу общеразвивающей, коррекционно-развивающей и психотерапевтической работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности ребенка и совместной деятельности со специалистом.
  •  
  • Специалист, работающий с ребенком индивидуально привлекает его к деятельности без психологического принуждения, опираясь на интерес ребенка к содержанию и форме занятий и активизируя его своим партнерским участием.

Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психотерапевтического воздействия.

  • Релаксация, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  • Стимулирование сенсорной чувствительности двигательной активности детей, подростков, взрослых, развитие, коррекцию зрительно-моторной координации, и сенсорно-перцептивной чувствительности.
  •  
  • Фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности.
  •  
  • Повышение психической активности за счет стимуляции положительных эмоциональных реакций;
  • Развитие воображения и творческих способностей;
  • Коррекция нарушений в эмоционально – волевой сфере и создание положительного эмоционального фона
  • Возбуждение интереса к исследовательской деятельности, расширение кругозора ребенка

Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей, осуществяется при помощи решения перечисленных задач:

  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • саморегуляция и самоконтроль;
  • умение управлять своим телом, дыханием;
  • умение передавать свои ощущения в речи;
  • умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
  • Формирование уверенности в себе. - эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
  • формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
  • преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

Ограничения и противопоказания к занятиям в сенсорной комнате:

  • Астенические проявления.
  • Коммуникативные нарушения.
  • Синдром гиперактивнсоти (гипоактивности).
  • Эпилептический синдром.
  • Умеренная и тяжелая умственная отсталость.
  • Психоневрологические заболевания.
  • Нарушение зрения.
  • Нарушения слуха.

В тоже время в темной сенсорной комнате разнообразно представлено оборудование, применение которого не имеет противопоказаний. Это различная мягкая мебель, подушечки с гранулами, треугольное кресло с гранулами, сухие бассейны, сухой душ, сенсорная тропа, светильники «Релакс» и т.д.

Сухой душ («уголок уединения») (разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, за ними можно спрятаться от внешнего мира)

Сухой душ может использоваться как один из ритуалов перед началом работы с детьми. Он позволяет ребенку «смыть» с себя то, то ему не нравится, в себе, то что вызывает у него отрицательные эмоции, обиды, переживания. Под сухим душем можно избавится от страхов, от злости, от неуверенности в себе. И при помощи зеркала, посмотреть на себя уже другими глазами, глазами, изменившегося человека.

Сухой бассейн (бассейн для релаксации, и активных игр)

В сухом бассейне для профилактики возникновения и преодоления страхов проводятся занятия, направленные на проявление активности и преодоления препятствий, научить детей осознанию и выражению своих чувств, сформировать у них умения ориентироваться в незнакомой обстановке, преодолевать трудности. Ребенок также может кувыркаться, барахтаться в бассейне, выбрасывать из него шарики, чтобы продемонстрировать свою силу. Все это направлено на снижение эмоционального напряжения ребенка.

Сенсорная тропа для ног ( ковролиновая дорожка, на которой крепятся «кочки-мешочки» с разными наполнителями).

Использование сенсорной тропы-тропы здоровья, как ритуала перед каждом занятием. Целью сенсорной тропы является процесс вхождения в игровое, сказочное пространство (комната сказки, волшебная комната) и выход из неё. Активно используется в работе с детьми с методом сказкатерапии, где ребенок может проживать разные состоянии комфорта и дискомфорта совместно с персонажем сказки.

Пузырьковая колонна ( волшебная колонна с мягкой платформой, позволяют удобно расположиться рядом , успокоиться, расслабиться, настроится на позитивное взаимодействие с окружающей средой)

Вертикальный аквариум в виде прозрачной колонны с подсветкой, где неспешно двигаются верх и вниз разноцветные пластмассовые рыбки, сопровождаемые потоком воздушных пузырьков - это не просто красивая декорация. С его помощью у детей закрепляются названия цветов. На примере рыбок можно проводить упражнения на релаксацию: рыбки поднимаются – мы напрягаемся, опускаются – мышцы расслабляются.

Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» ( россыпь 100 фиброоптическх волокон, позволяющие успокоится, снять напряжение)

Фиброволокно, это совершенно безопасное изделие, при помощи которого ваш ребенок сможет получить полную релаксацию и зрительную стимуляцию. Взяв в руки пучок волокон, вы сможете смотреть на него, и получить "массу положительных ощущений». Подставив под «звездный дождь» стул, пуфик или кресло, вы можете сесть на него и окунуться во множество светящихся волокон. Волокна можно скручивать и обвивать вокруг себя, волокна не проводят электрически ток и являются совершенно безопасными.

Генератор запахов со звуками природы( портативный прибор позволяет воздействовать на ощущения человека звуком, запахом и светом, звуки и ароматы позволяют расслабиться или взбодриться)

Эффективно использовать с детьми при абилитации поведенческих нарушений, связанных с повышенной возбудимостью, импульсивностью, гиперактивностью. Также является помощник для организации релаксационных упражнений, использования различных звуков, способствует расслаблению, или наоборот повышенному возбуждению.

Проектор «Жар-птица» ( игра красок напоминает сказочный хвост «жар-птицы». Используется в процессе релаксационных занятий, занятий со сказочным или фантастическим сюжетом)

Является цветовым фоном для сказочных путешествий в волшебный мир сенсорной комнаты. Блики, которые они бросает на стену, развивают воображение ребенка и создают доверительную сказочную атмосферу. Световой проектор «Жар-птица» проецирует разнообразнейшие световые эффекты на все пространство комнаты. Бесконечное множество «солнышек» плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героем которой становишься войдя в помещение.

Релаксационная зона с мягкими пуфами.

Сидя на мягком пуфике или специальных подушечках, ребенок расслабляется, успокаивается и воспринимает собственные страхи уже не так остро. В этом случае психолог подберет для занятия позитивную, успокаивающую музыку: звуки моря или пение птиц, мягкий струящийся свет, из ароматов предпочтет успокаивающие запахи мяты, лаванды или сосновой хвои.

Панно ежик (тактильное панно «Ежик» способстует не только развитию мелкой моторики, но также развитию эмпатии, сопереживания,и является участником сказочных сюжетов)

С детьми младшего дошкольного возраста в игровой деятельности лучше использовать предметно-игровое манипулирование с панно «Ежик», а для дошкольников страшего возраста режиссерскую игру. Используется в работе с детьми робкими, застенчивыми, побуждая проявить инициативу и оказать помощь ежику, потрогать все те предметы, которые есть у ежика и рассказать о своих ощущениях.

Магические жезлы ( ярко светятся в ультрафиолете, используются в занятиях со сказочными сюжетами, для ориентровки дейтсвий и т.д.)

Дети сидят в кругу на большом расстоянии друг от друга. Звучит музыка. К детям подходит специалист, ведущий занятие со светящейся палочкой (магический жезл) . Это фея сна. Она касается палочкой плеча одного из детей, тот засыпает. Фея касается каждого ребенка. Все спят. Она улыбается и уходит

Игрушки с различными наполнителями ( яркие игрушки создают замечательное настроение, и позволяют снять психомышечное напряжение