Психологическая помощь родителям

КАК СДЕЛАТЬ КАПРИЗНОГО РЕБЕНКА ПОКЛАДИСТЫМ.

Правильному воспитанию в семье часто мешает неразумная любовь родителей к детям. Не любить детей нельзя. Своей непосредственностью, внутренней чистотой они невольно вызывают к себе чувство глубокой любви. Но ошибочно думать, что любить ребенка - значит угождать ему во всем, удовлетворять каждую его прихоть, превращать себя из воспитателя, каким должен быть взрослый по отношению к ребенку, в услужливого лакея, няньку. Слепая родительская любовь расслабляет энергию и волю ребенка, превращает его в тирана семьи. Окруженный подобной "любовью", ребенок вырастает черствым, бессердечным эгоистом, заботится только о личном благополучии.

Ребенок капризничает, беспричинно хнычет. Ведь совершенно ясно, что, лаская капризного ребенка, выражая ему сожаление, мы поощряем капризы, а не боремся с ними. Ребенок начинает рассуждать: капризничать хорошо, меня ласкают, жалеют, а ведь нужно подвести капризулю к осознанию, что капризами ничего не добиться, капризных не любят, с капризными не разговаривают. Недопустимо при воспитании услужить, не выражать притворной жалости. Дети по своей натуре веселы, жизнерадостны, они любят людей веселых, бодрых, слабых же не любят, не уважают. Разумная строгость и требовательность родителей не мешает любви детей к ним. Родителям постоянно следует помнить, что требовательность должна быть основана не на страхе, который вырабатывает ложь, лукавство, капризы. Бодрость, жизнерадостность, чтение книг, посещение театров, уют, чистота в доме - все это привлекает детей, вызывает у них желание подражать своим родителям. Родителям нужно не подавлять, а возвышать личность ребенка. Особенно это касается детей с трудным характером. Дорогие родители! Только благородные чувства способны исправить характер ребенка, изменить его невротическое поведение, улучшить его здоровье.

СВЕРХАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК.

Владислав Брагинский, кандидат медицинских наук.

Есть такое понятие, как "синдром гиперактивности и дефицита активного внимания". В этом состоянии дети отличаются повышенной возбудимостью, конфликтностью, двигательным беспокойством, у них снижено активное внимание. Ребенок становится суетливым, а действия его хаотичными и беспорядочными. В детском саду такие дети слывут неуправляемыми, будоражат всю группу. Они вертятся на занятиях, шумно играют, провоцируют конфликты со сверстниками, вмешиваются в чужие разговоры, перебивают взрослых; в гостях все трогают, роняют, ломают. Дети с повышенной возбудимостью создают много шума, суеты, синдром гиперактивности затрудняет адаптацию детей в коллективе. Избалованностью и изъянами воспитания такое поведение детей объяснить нельзя. Они хотели бы вести себя иначе, но не могут, у них трудности связаны с концентрацией внимания. Нарушение чаще всего наблюдается у мальчиков, двигательная расторможенность и недостаточность внимания доходит до 15% у детей 5-6 лет. Необходима помощь психоневролога, его консультации, чтобы наметить терапевтическую тактику, а дальше все зависит от такта и мудрости родителей. Главное - правильное отношение к поступкам своего ребенка. Нельзя относиться к нему как к шалуну, ребенок нездоров, родителям потребуется немалый запас терпения, выдержки. Не надо предъявлять к ребенку жестких, повышенных требований, которые он не может выполнить. Но и вседозволенности не должно быть. От требований не отступать, но только доброжелательно, с улыбкой; хуже всего непоследовательность в воспитании. Нужно избегать шумных компаний, не брать ребенка в магазин, на рынок, на стадион. Все это оказывает на малыша возбуждающее действие. Хорошо использовать время для прогулок, игр, и то в меру.

Ребенку обязательно нужно помочь преодолеть синдром гиперактивности, иначе будут сложности во взаимоотношениях с людьми: непонимание, осуждение, неприятие его "плохих манер", отказ детей от общения с ним.

Задания - игры:

  • в течение 20 секунд рассматривать 10 красивых открыток, а затем разложить их в определенном порядке;
  • выложить фигурки из спичек;
  • раскрашивать;
  • пришивать пуговицы;
  • вырезание и др.

Занятия не должны быть продолжительными, дети быстро устают - до 30 минут. Чаще хвалите детей, не скупитесь - это самое целебное средство для сверхвозбудимого, нервного малыша. Как можно реже говорите слово "нельзя", а если сказали - не отменяйте решения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСА

Начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка. Его деятельность представляет серьезные требования к психическому и физическому развитию ребенка, а успешность обучения зависит от того, насколько он готов к новым для него нагрузкам. Физическое развитие проглядывается иногда на глаз, когда по росту и весу ребенка можно определить уровень его возрастных изменений, динамику этих изменений. Наряду с изменениями пропорций тела, интенсивно развивается опорно-двигательная система: скелет, мускулатура, суставно-связочный аппарат. Вот почему ребенку 6-7 лет трудно усидеть на месте. Считается, что весь период развития ребенка до школы со всеми его особенностями и есть тот период, когда идет подготовка к школе. Сейчас модно отдавать ребенка в школу как можно раньше, но рассчитываем ли мы силы нашего ребенка? Ведь, при существующей системе школьного обучения очень велика роль чисто физических нагрузок. И дело здесь не только в уровне интеллектуальных возможностей, сколько в уровне развития физических качеств, в уровне всего функционального развития ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

  • радостное ожидание начала обучения в школе,
  • умение общаться со сверстниками, взрослыми,
  • наличие запаса знаний об окружающем,
  • любознательность,
  • умение организовать рабочее место, поддержание порядка,
  • сформированность элементарных учебных навыков,
  • понимание своего места в системе социальных отношений взрослых,
  • произвольность поведения (способность управлять своим поведением),
  • сформированность эмоциональной сферы.

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

  • состояние здоровья, слуха, зрения;
  • общее физическое развитие;
  • развитие мелких мышц;
  • развитие физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости и т.д.
  • умение выполнять основные движения: бег, прыжки и т.д.

ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ ДО ШКОЛЫ?

Единого для всех рецепта нет и быть не может. Ясно только одно: «готовить» ребенка к школе можно буквально с рождения. Именно семья играет здесь первостепенную роль. За первые шесть лет жизни дети узнают больше, чем за все остальное время. Вот и давайте им такую возможность: узнавать? Больше всего люди любят делать то, что любят, что им больше нравится, что у них больше получается. Вот и дайте своему ребенку такую возможность: полюбить и научиться. Самое главное, что дается детям в школе, в первом классе, это не конкретные знания и навык, хотя и они тоже, а умение учиться! Это нелегко: подстраиваться под требования учителя, когда таких как ты – 30! И задание, прозвучавшее для всех, касается конкретно тебя! Учить можно и нужно всему, только форма обучения должна быть доступной, да задания не нудными и по возрасту!

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЕЛАЙТЕ!

  • Радуйтесь вашему сыну, дочке.
  • Разговаривайте с ребенком бодрым тоном.
  • Установите четкие, определенные требования к ребенку.
  • В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаком, действий с ними.
  • Будьте терпеливы.
  • Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
  • Чаще хвалите свое дитя.
  • Проявляйте интерес к тому, что нравится ребенку.
  • Старайтесь, что бы ребенок вместе с вами что-то делал по дому.
  • Играйте с ребенком.
  • Не теряйте чувство юмора.
  • Советуйтесь со специалистами, читайте педагогическую литературу.

НЕ, ДЕЛАЙТЕ!

  • Не перебивайте ребенка, когда он говорит.
  • Не задавайте слишком много вопросов.
  • Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
  • Не требуйте слишком многого.
  • Не говорите: «Нет, она красная», лучше скажите: «Она синяя».
  • Не критикуйте ребенка в присутствии посторонних.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, успехи, или недостатки вашего сына или дочери можно сравнивать с его собственными достижениями.

ТЕСТ «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ?»

Инструкция: Какой вы родитель? Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому мы предлагаем вам тест - игру. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми:

Вопросы Баллы
1 Сколько раз тебе повторять 2
2 Посоветуй мне, пожалуйста. 1
3 Не знаю, что бы я без тебя делала 1
4 И в кого ты только такой уродился?! 2
5 Какие у тебя замечательные друзья! 1
6 Ну на кого ты похож (а)! 2
7 Я в твои годы! 2
8 Ты моя опора и помощник (ца). 1
9 Ну что за друзья у тебя? 2
10 0 чем ты только думаешь! 2
11 Какой (какая) ты у меня умница! 1
12 А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1
13 У всех дети, как дети, а ты ... 2
13 У всех дети, как дети, а ты ... 2
14 Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая)! 1

Если вы набрали

  • 5-7 баллов - значит, живёте с ребенком душа в душу. Он искренне любит вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.
  • 8-10 баллов - эта сумма свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношении с ребенком, непонимание его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
  • 11 баллов и выше - Вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим! Результаты не подсчитывались. Важно было, чтобы родители задумались над тем, как они общаются с детьми.