Психодиагностические обследования в ДОУ

Одним из основных направлений деятельности педагога-психолога в сфере образования и воспитания является психологическая диагностика, которая выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в детских воспитательно-образовательных учреждениях.
Среди них следует указать такие, как:

  • исследование познавательной деятельности; 
  • исследование аффективно-эмоциональной сферы;
  • исследование уровня личностного развития (диагностика тревожности, диагностика страхов, уровня межличностной агрессии и др.);
  • исследование уровня межличностных отношений;
  • исследование психологической готовности к обучению в школе (по диагностическому комплекту Н.И. Гуткиной);
  • выявление причин неуспеваемости;
  • оценка общего психического развития ребенка (анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.).
  • социометрия.

 


Характеристика используемых в работе программ и методов диагностической работы.


Название программы

Автор

Цели и направление программы

Адресат

Приоритетные методики

1.

Готовность к школе. Модификационная беседа.

Венгер А.Л.
Поливанова. К.Л.

 Запас знаний об окружающем мире, внимание, память, сформированность пространственного восприятия,  элементов логического мышлении, мелкой моторики рук.

Дети, поступающие в школу.

«Мотивационная готовность к школе».

2.

Диагностическая  программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.

Гуткина Н.И.

Направлено на изучение: запаса знаний об окружающем мире, внимания, памяти, сформированности пространственного восприятия,  элементов логического мышлении, мелкой моторики рук.

Дети, поступающие в школу.

Ориентировочный тест зрелости Керна-Йиресика, «Графический диктант»,  «Домик», «Сапожки» и т.д.)

3.

Диагностика  психического развития детей.

Марцинковская Т.Д.

Направлено на изучение: психологического состояния ребенка, причин плохого поведения, неуспеваемости, дезадаптации, а также конфликтов  с воспитателями и сверстниками

Дети дошкольного возраста

«Пиктограмма», «Нахождение недостающих деталей», «Тест Когана», «Тест Равена», «Самое непохожее», «Последовательные картинки», «Выделение существенных признаков понятий», «Словесные пропорции».

4.

Диагностика психического развития
Детей

Венгер А.Л.
Поливанова К,Н.

Направлено на изучение: уровеня развития предпосылок учебной деятельности: умения 

 

внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему
условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов.

Дети разных возрастных групп

«Рисунок семьи» «Мисочки», «Повторяй за мной», «Игра в мяч», «Разрезные картинки», «Эталоны»,

 

«Перцептивное моделирование», «Схематизация», «Самое непохожее», Опросник «Мотивационная готовность к школе» и т.д

5.

Практическая психодиагностика Методики и тесты

Райгородский Д.Я.

Психодиагностическое обследование родителей.

Родители

Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина, методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению.

6.

Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей

Аверина И.С., Щебланова Е.И., Задорина Е.Н.

Методика предназначена для выявления уровня интеллектуальных способностей  детей 6-7 летнего возраста. МЭДИС представляет собой  оригинальную авторскую разработку  на основе всемирно известных тестов на интеллект.

Дети подготовительной группы

Использование форм А и форм Б.

7.

Экспресс –диагностика  в детском саду.

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.

Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.

Материалы структурированы по возрастам: 3—4 года (вторая младшая группа), 4—5 лет (средняя группа), 5—6 лет (старшая группа), 6—7 лет (подготовительная к школе группа)

«Коробка форм», «Матрешка 3,4-составная»,»Разрезные картинки», «Цветные кубики» «Парные картинки»,  «Угадай, чего не стало», «Покажи и назови», 8, 10 предметов, «Лабиринты», «Найди такую же картинку»,  «Найди домик для картинки», «Лесенка», «Нелепицы», «Времена года», «Рыбка» и т.д.

8.

Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика

Волков Б.С., Волкова Н.В.

Описываются упражнения, помогающие взрослым подготовить ребенка к школьному обучению. Приложения содержат конкретные диагностические методики.

Дети, поступающие в школу.

Графический диктант,  методика Лурия А.Р. по определению готовности ребенка к школе,  методика по определению концентрации и распределения внимания.

9.

Диагностика
детей 2-3 лет

Борисенко  М.Г.
Лукина Н.А.

Направлено на изучение:
уровня развития психическихфункций ребенка, его индивидуальные особенности, установить возможную причину затруднений в различных областях.

Дети раннего

возраста

Задание направление
на изучение уровня конструирования, сенсорного развития, развития речи, развития графических навыков.

10.

Диагностический комплект психолога

Семаго Н.Я., Семаго М.М. 

Используется для проведения углубленного психологического обследования  детей дошкольного возраста. Каждая методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения и примерные возрастные нормативы.

Дети  дошкольного возраста

(«Прогрессивные матрицы Равена», «Предметная классификация», «Исключение предметов ( 4-й лишний)», «Установление последовательности событий»,  «Исследование опосредованного запоминания» ( по А.Н. Леонтьеву и т.д.).